
Когда слышишь про задвижку с электроприводом ДУ50, первое, что приходит в голову — казалось бы, стандартный узел. Но на практике именно на таких диаметрах чаще всего всплывают проблемы с подбором привода и герметичностью.
Многие ошибочно считают, что для ДУ50 подойдет любой электропривод. На деле же нужно учитывать не только давление, но и характер среды. Например, для пара и воды требования к уплотнениям будут различаться. У нас на объекте в Новосибирске как-раз поставили задвижку с универсальным приводом — через полгода начал подтекать шток. Разобрались — оказалось, производитель сэкономил на сальниковой набивке.
Кстати, про производителей. Отечественные задвижки часто комплектуют приводами АРИМАТИК или AUMA, но лично я сталкивался с ситуацией, когда итальянский привод плохо стыковался с российскими фланцами. Пришлось переделывать крепление.
Еще момент — температурные ограничения. Для ДУ50 с электроприводом важно проверить, как поведет себя механизм при отрицательных температурах. В том же новосибирском случае зимой привод начал ?задумываться? при -35°C. Пришлось ставить дополнительный подогрев.
При заказе задвижки ДУ50 с электроприводом многие забывают про защиту от ?сухого хода?. А ведь это критично — особенно если система автоматизирована. Один раз видел, как на котельной из-за этого сгорел мотор за неделю работы.
По фланцам — рекомендую обращать внимание на исполнение. Для ДУ50 часто берут исполнение 1, но если среда агрессивная, лучше перестраховаться и взять исполнение 2. Кстати, у ООО Хэбэй Гаои Клапан в каталоге есть варианты с разными типами уплотнений — это удобно, когда нужно быстро подобрать замену.
При монтаже важно проверить соосность — даже небольшие перекосы для ДУ50 с электроприводом могут привести к заклиниванию. Лично всегда использую лазерный центроискатель, хотя многие монтажники до сих пор работают ?на глаз?. Результат соответствующий.
Самая частая проблема — износ седла. Для задвижек ДУ50 с электроприводом рекомендую раз в полгода делать диагностику положения затвора. Если привод начинает останавливаться не в крайних положениях — это первый признак износа.
Еще заметил, что многие не учитывают вибрацию. Для трубопроводов с пульсирующим потоком лучше сразу ставить задвижки с усиленным шпинделем. Насосная станция в Красноярске — тому пример: после замены штатного шпинделя на усиленный проблемы с рассинхронизацией привода исчезли.
По опыту скажу — иногда выгоднее взять задвижку с ручным дублером. Особенно для ответственных участков. Электропривод — это хорошо, но при аварийном отключении питания возможность ручного управления может спасти ситуацию.
При выборе задвижки ДУ50 с электроприводом всегда смотрю на наличие полного пакета документов. Особенно сертификатов на материалы уплотнений. Китайские производители иногда экономят на этом, потом приходится менять сальниковый узел.
Из проверенных вариантов — продукция ООО Хэбэй Гаои Клапан. У них на сайте hebeigaoyi-value.ru можно посмотреть технические спецификации для разных сред. Особенно импонирует, что указывают не только параметры давления, но и рекомендуемые среды эксплуатации.
Кстати, у них же есть хорошее решение по обратным клапанам ДУ50 — часто ставлю в пару с задвижками на насосных станциях. Работает стабильно, без обратного хода.
При ремонте задвижек ДУ50 с электроприводом часто сталкиваюсь с проблемой замены уплотнительных колец. Некоторые производители делают их нестандартных размеров — приходится заказывать оригинальные. Советую сразу уточнять этот момент при покупке.
Для модернизации существующих систем иногда выгоднее не менять задвижку целиком, а установить новый электропривод на старый корпус. Но здесь нужно тщательно проверять посадочные размеры — бывали случаи, когда новый привод не стыковался со старым ходовым узлом.
Из последнего опыта — на химическом заводе в Перми ставили задвижки ДУ50 с взрывозащищенными электроприводами. Там особые требования к пылевлагозащите — пришлось дополнительно заказывать кожухи. Но это уже специфика объекта.
В целом для задвижки ДУ50 с электроприводом главное — не гнаться за дешевизной. Сэкономленные 10-15% при покупке могут обернуться многократными затратами на ремонт. Особенно это касается уплотнений и материалов корпуса.
При подборе всегда учитывайте запас по моменту — для электропривода лучше брать с запасом 15-20%. Особенно если возможны гидроудары или работа в нештатных режимах.
И последнее — не пренебрегайте пуско-наладочными работами. Правильно настроенные концевые выключатели и моментные защиты продлят срок службы всей системы в разы. Проверено на десятках объектов.