
Когда речь заходит о задвижках на Ду 110, многие сразу думают о стандартных решениях, но на практике даже в таком, казалось бы, простом оборудовании есть подводные камни. Вспоминаю, как на одном из объектов в Новосибирске пришлось демонтировать китайскую задвижку после всего полугода работы – клинит при -40°, хотя по паспорту должна выдерживать. Вот тогда и понял, что задвижка фланцевая ду 110 – это не просто железка с ручкой, а целая история с материалами, уплотнениями и условиями эксплуатации.
Если брать именно Ду 100-150 диапазон, то здесь чаще всего встречаются модели с выдвижным шпинделем. Но вот момент – для подземной прокладки лучше невыдвижной, хоть и обслуживать сложнее. На тепловых сетях в Казани ставили как раз такие от ООО Хэбэй Гаои Клапан, потому что колодцы узкие, места мало.
По материалу корпуса есть нюанс: чугун ВЧШГ идет для воды до 80°C, а если теплоноситель до 150°C – только сталь. Как-то в Кемерово попробовали сэкономить, поставили чугун на пар – через три месяца треснул по фланцу. Пришлось менять на стальные 30лс41нж, уже от hebeigaoyi-value.ru, кстати.
Уплотнения – отдельная тема. EPDM для холодной воды подходит, но если есть хлорка – лучше NBR. А для нефтепродуктов вообще PTFE. Помню, на нефтебазе в Омске ставили с EPDM, так через полгода протекать начала. Разобрали – кольца разбухли.
С фланцами по ГОСТ часто проблемы бывают – то отверстия не совпадают, то перекос. Как-то на монтаже в Иркутске пришлось два дня шабрить фланцы, потому что китайские комплектующие дали отклонение в 2 мм. Теперь всегда проверяю штангенциркулем перед установкой.
Болты надо затягивать крест-накрест, это все знают, но момент затяжки многие игнорируют. Для Ду 110 это обычно 290 Н·м, но если фланцы нержавейка – меньше на 20%. Один раз видел, как сорвали резьбу на шпильках – пришлось менять весь узел.
Прокладки сейчас чаще паронитовые идут, но для агрессивных сред лучше фторопластовые. Хотя они и дороже в 3 раза, зато на химическом заводе в Дзержинске отработали 5 лет без замены.
Зимой основные проблемы – заклинивание из-за конденсата. Особенно если задвижка на улице. Решение – сливные клапаны всегда открывать на зимний период. На одной котельной в Якутске забыли это сделать – разорвало корпус при -55°.
Еще момент – вибрация от насосов. Если задвижка стоит сразу после насоса, лучше брать с усиленным шпинделем. У ООО Хэбэй Гаои Клапан в каталоге есть специальные серии для насосных станций – с дополнительным уплотнением штока.
Коррозия фланцев – бич наших теплосетей. Даже оцинкованные болты через 2-3 года прикипают намертво. Сейчас пробуем покрытие типа 'жидкий тефлон' – пока держится второй год, но итоги рано подводить.
Замена сальниковой набивки – операция простая, но есть тонкости. Например, графитовая набивка требует точной затяжки – если пережать, шпиндель идет туго. А недожать – течь будет. Оптимально – после затяжки дать поработать пару дней и подтянуть еще раз.
Ремкомплекты лучше покупать сразу с задвижкой. Потом искать отдельно – головная боль. У того же Хэбэй Гаои Клапан в комплекте всегда идут запасные клинья и кольца, что удобно.
Самая сложная операция – притирка седла после попадания окалины. Обычно берут чугунную притирку с пастой ГОИ, но если повреждения серьезные – лучше менять весь узел. Время ремонта простоя часто дороже стоимости новой задвижки.
Цена – не главный показатель. Дешевые задвижки за 15-20 тысяч рублей обычно имеют литые детали без обработки, отсюда и проблемы с герметичностью. Оптимальный вариант – в диапазоне 25-35 тыс.руб за Ду 110.
Сертификаты Соответствия ТР ТС 010/2011 – обязательны. Как-то взяли партию без сертификата для водопровода – потом Роспотребнадзор оштрафовал на крупную сумму.
Наличие склада в России – критически важно. Ждать 3 месяца поставку из-за границы – нереально для большинства проектов. У Хэбэй Гаои Клапан склад в Новосибирске, что для Сибири удобно.
По опыту, лучше брать у специализированных производителей, которые делают именно арматуру, а не 'все подряд'. В том же Китае есть заводы, которые и трубы, и фитинги, и задвижки делают – качество обычно среднее. А вот узкоспециализированные предприятия типа ООО Хэбэй Гаои Клапан дают стабильное качество.
Сейчас все больше переходят на задвижки с обрезиненным клином – меньше проблем с притиркой, лучше герметичность. Но для высоких температур пока традиционные конструкции надежнее.
Тенденция к облегченным конструкциям – вместо чугунных все чаще берут ВЧШГ, вес меньше на 15-20%, а прочность та же. Для монтажников это важно, особенно при установке на высоте.
Электроприводы – отдельная тема. Ставить на каждую задвижку дорого, но для удаленных объектов уже необходимость. Кстати, у китайских производителей сейчас хорошие решения по разумной цене, те же AUMA аналоги.
В общем, задвижка фланцевая ду 110 – тема неисчерпаемая. Каждый объект приносит новый опыт, иногда горький. Но именно так и нарабатывается настоящее понимание оборудования, не из учебников, а из практики.