
Насчёт фланцевых задвижек на Ду 400 часто думают – взял по каталогу, поставил и забыл. А потом на объекте начинаются щекотание в районе сальниковой набивки или клин под нагрузкой встаёт колом. У нас на ТЭЦ-17 так чуть турбину не угробили – поставили китайский аналог с якобы 'европейским уплотнением', а через полгода при прогреве магистрали шторка задвижки повела так, что фланцы разошлось на 5 мм.
Когда речь о Ду 400, уже нельзя брать первую попавшуюся задвижку из чугунного литья. Тут либо сталь 20Л, либо 09Г2С – последнюю мы всегда предпочитаем для северных объектов. Кстати, у ООО Хэбэй Гаои Клапан в каталоге видел как раз стальные задвижки с маркировкой 09Г2С, это правильный подход.
Выдвижной шпиндель против невыдвижного – вечная дилемма. Для подземной прокладки брали невыдвижные, но потом отказались: в болотистом грунте даже с двухслойной изоляцией за полтора года шпиндель намертво прикипал. Теперь только выдвижные, хоть и дороже на 15-20%.
Затвор с обрезиненным клином пробовали на водопроводе – титановая пудра в воде за два сезона сточила резину до основания. Вернулись к латунным наплавкам, хоть и шумнее при работе.
При обвязке фланцев на больших диаметрах болты нужно затягивать крест-накрест не в три, а в четыре приёма – последний проход с динамометрическим ключом на 10% выше номинала. Иначе после первого же гидроиспытания в районе 16 атмосфер получаем неравномерную просадку прокладки.
Подрываемые фундаменты – отдельная история. На компрессорной в Новом Уренгое задвижку Ду 400 поставили на отдельный фундамент, но не учли вибрации от насосов. Через три месяца появилась усталостная трещина в нижнем фланце. Теперь всегда монтируем с демпферными прокладками из паронита.
Сальниковую набивку Graphlex многие хвалят, но при температурах ниже -25°C она дубеет. Перешли на армированный тефлон – дороже, но за три года заменяли только на двух задвижках из сорока.
В 2021 году брали партию задвижек у одного уральского завода – при вскрытии на трёх из десяти обнаружили раковины в корпусе. Хорошо, что провели ультразвуковой контроль до монтажа. Производитель потом говорил про 'допустимые литейные дефекты', но мы такие вещи не пропускаем.
А вот с ООО Хэбэй Гаои Клапан работали по обратным клапанам – там контроль качества серьёзный, каждый корпус проверяют на толщину стенки. Для Ду 400 это критично, особенно для нефтепроводов.
Как-то раз столкнулись с разнотолщинностью фланцев в одной партии – разброс до 2 мм. Пришлось под каждую задвижку индивидуально подбирать прокладки. Теперь всегда замеряем штангенциркулем перед установкой.
Обслуживание задвижек Ду 400 – это не просто 'раз в год смазать'. У нас есть график: раз в квартал – проверка сальников, раз в полгода – ревизия клина, раз в год – полная разборка с замером зазоров. Для горячих сред (свыше 150°C) интервалы сокращаем вдвое.
Электрические приводы – отдельная головная боль. Ставили украинские ЭП-500, но при -35°C редукторные шестерни лопались как стеклянные. Перешли на итальянские AUMA, хоть и в 2.5 раза дороже – зато за пять лет ни единого отказа.
Коррозия штока – бич всех фланцевых задвижек. Пробовали нержавейку 20Х13, но она слишком мягкая. Сейчас используем 40Х13 с азотированием поверхности – держится в 3-4 раза дольше.
Последнее время присматриваемся к задвижкам с EPDM-уплотнениями вместо стандартного NBR – для химических производств это даёт прибавку к ресурсу на 30-40%. Правда, стоимость выше на 25%, но считаю это оправданным.
Лазерная наплавка уплотнительных поверхностей вместо наплавки электродами – технология пока дорогая, но уже на тестовых образцах видно, что износ в 2-3 раза меньше. Думаю, через пару лет это станет стандартом.
У ООО Хэбэй Гаои Клапан в ассортименте видел поворотные затворы с тефлоновым покрытием – интересное решение для агрессивных сред. Надо будет испытать на нашем цехе кислотной очистки.
Главный урок – никогда не экономить на запорной арматуре для больших диаметров. Сэкономленные 50 тысяч рублей при покупке могут обернуться миллионными убытками при аварии. Особенно это касается энергетических объектов.
Всегда требовать паспорт с протоколами испытаний – причём не только гидравлических, но и ультразвукового контроля. Многие производители 'забывают' приложить полный комплект документов.
Ду 400 – это уже критичный диаметр, где любая ошибка масштабируется. То, что прощало Ду 100, на четырёхсотом вылезет боком в десятикратном размере. Проверено горьким опытом.