
Если брать 30ч6бр 150, многие сразу думают про 'чугун + бронза' и стандартные условные проходы. Но когда в 2018-м на ТЭЦ-23 встала задвижка после полугода работы, выяснилось, что у некоторых производителей бронзовый шпиндель идет с примесями, которые в паре с графитовой смазкой дают электрохимическую пару. Пришлось разбирать три образца, пока не наткнулся на партию от ООО Хэбэй Гаои Клапан – там шлифовка штока была с углом наклона 12°, а не 15° как у других, и именно это снижало износ сальниковой набивки.
Сам корпус 30ч6бр – литой, но важно смотреть на распределение толщины стенки в зоне фланцев. У нас как-то на нефтепроводе в ХМАО три задвижки дали трещины именно в переходе от фланца к корпусу. Оказалось, литейная оснастка была с отклонением по углу конусности. Сейчас при заказе всегда просим фото торцевых поверхностей до нарезки – у того же Хэбэй Гаои Клапан в каталоге на сайте hebeigaoyi-value.ru видно, как фланец идет с плавным переходом в тело задвижки, без резких граней.
По маховику есть нюанс: если диаметр меньше 320 мм – уже сложно создать нужное усилие при заклинивании. Особенно при температуре ниже -15°С, когда графитовая смазка густеет. Проверяли на объекте в Красноярске – ставили маховик 400 мм с трещоткой, но это уже не по ГОСТ , а по ТУ . Кстати, у китайских производителей часто маховик идет с полимерным покрытием, которое при -30°С отслаивается – у Хэбэй Гаои Клапан эту проблему решили пескоструйной обработкой перед покраской.
Шпиндель из бронзы БрА9Ж3Л – вроде бы стандарт, но если посмотреть на микроструктуру, у некоторых поставщиков есть включения свинца до 1.8%. Это снижает стойкость к циклическим нагрузкам. Мы как-то получили партию, где после 800 циклов 'открыто-закрыто' появились продольные риски. Пришлось менять на штоки от Хэбэй Гаои Клапан – у них в паспорте указано содержание свинца не более 0.8% и дополнительная термическая обработка после литья.
При обвязке на трубопроводах часто забывают про компенсацию напряжения от линейного расширения. Был случай на котельной в Новосибирске – фланцевые соединения 30ч6бр 150 пошли трещинами из-за того, что трубопровод жестко закрепили на кронштейнах в 2 метрах от задвижки. При тепловом расширении создался изгибающий момент. Теперь всегда ставим сильфонные компенсаторы перед фланцами.
Сальниковое уплотнение – отдельная тема. Если набивать АП-31 по старинке, через полгода начинается подтекание. Перешли на наборные уплотнения из графита с инконелевыми вставками – срок службы вырос до 3 лет. Но важно не перетянуть – усилие на ключе не более 120 Н·м для DN150, иначе деформируется бронзовая втулка.
Еще момент – установка на вертикальных трубопроводах. Задвижка 30ч6бр не предназначена для вертикального монтажа по паспорту, но мы ставили на газопроводах с углом до 45°. Добавляли дополнительную опору под электропривод, иначе нагрузка на ходовую гайку превышала расчетную. Кстати, у Хэбэй Гаои Клапан есть модификации с усиленной крышкой для таких случаев.
Рядом с 30ч6бр часто ставят 30с41нж – стальные задвижки. Но для воды с содержанием хлоридов выше 80 мг/л это не лучший вариант. На очистных в Волгограде сравнивали: 30ч6бр проработала 5 лет, а стальная начала ржаветь через 2 года по фланцевым соединениям. Хотя по давлению стальная конечно надежнее – до 2.5 МПа против 1.6 МПа у чугунной.
Из европейских аналогов пробовали AVK 311 – хорошая сборка, но цена в 3 раза выше. При этом по гидравлическим потерям разница всего 2-3%. Для бюджетных проектов это неоправданно. У того же Хэбэй Гаои Клапан есть линейка с улучшенными характеристиками по цене на 15-20% выше стандартной 30ч6бр, но с теми же присоединительными размерами.
Кстати, про обратные клапаны – часто ставят их в паре с задвижками. Если брать чугунный обратный клапан от того же производителя, то посадочные поверхности идеально совпадают. Мы как-то смешивали разных производителей – пришлось шлифовать уплотнительные поверхности фланцев.
Самое слабое место – резьбовая пара шпиндель-ходовая гайка. При ремонте часто сталкивался, что гайку не могут выпрессовать – приходится срезать. У Хэбэй Гаои Клапан сделали съемную втулку с шестью гранями – ее можно выбить молотком через медную прокладку. Мелочь, а экономит 2-3 часа работы.
Еще проблема – коррозия штока в зоне сальникового уплотнения. Особенно в системах с перепадом температур. Ставили нержавеющие штоки от сторонних производителей – но тогда начинала изнашиваться бронзовая гайка. Пришлось подбирать пару материалов – остановились на штоках из БрАМЦ9-2 с дополнительным хромированием.
При капитальном ремонте часто не обращают внимание на состояние направляющих клина. А там бывает выработка до 1.5 мм – тогда клин начинает перекашиваться. Мы теперь всегда замеряем щупом зазор – если больше 0.8 мм, то лучше менять корпус. Сварку чугуна обычными электродами не рекомендуют – только специализированными, да и то прочность будет ниже.
Первое – смотреть маркировку на корпусе. Должны быть: DN, PN, марка материала, товарный знак. Как-то пришла партия где было только '30ч6бр' – оказалось, это экспериментальная партия с измененной геометрией клина. Пришлось возвращать.
Обязательно проверять комплектацию – бывает забывают положить болты для фланцев или сальниковую набивку. У Хэбэй Гаои Клапан в стандартной поставке всегда идет запасной комплект уплотнения и ключ для регулировки сальника.
И самое главное – испытания. Давление 2.4 МПа (в 1.5 раза больше рабочего) должно выдерживаться не менее 2 минут. Но некоторые производители делают испытания на 2 минуты и сразу сливают воду. Правильно – держать под давлением 15 минут, потом снижать до рабочего и проверять на герметичность. Мы как-то обнаружили микротрещины только после такого цикла.
Сейчас многие переходят на шаровые краны – но для DN150 и выше это не всегда оправданно. Шаровый кран дороже в 2-2.5 раза, а для средних давлений до 1.6 МПа задвижка 30ч6бр еще лет 10 будет актуальна.
Из новинок интересны задвижки с обрезиненным клином – но у них ограничение по температуре до 80°С. Для тепловых сетей не подходит, а для водоснабжения – да.
Если брать аналоги, то можно рассматривать 30ч906бр – с электроприводом. Но привод надо ставить от проверенных производителей, иначе ломается редуктор. Мы сотрудничаем с Хэбэй Гаои Клапан как раз по комплектным поставкам – у них есть готовые решения с приводами, где все сопрягаемые размеры уже подогнаны.
В целом, 30ч6бр 150 – рабочая лошадка, которая при грамотном монтаже и обслуживании отрабатывает свой срок. Главное – не экономить на мелочах вроде сальниковой набивки или болтов. И обязательно требовать паспорт с протоколом испытаний – особенно если задвижки идут на объекты с повышенными требованиями к безопасности.