
Если брать наш запорно присоединительный клапан ду15 – многие думают, что это просто кусок железа с ручкой. Но когда на объекте начинаются течи по резьбе после третьего монтажа, вспоминают, что сталь 20 и сталь 09г2с – это не одно и то же. У нас в ООО Хэбэй Гаои Клапан бывали случаи, когда заказчики привозили клапаны с маркировкой 'нержавейка', а при вскрытии оказывалось, что корпус из углеродистой стали с напылением. Особенно критично для тепловых сетей, где циклы нагрева-охлаждения быстро выявляют брак.
Резьба М39х2 вместо трубной дюймовой – это отдельная история. Не раз сталкивались, когда монтажники портили первые три клапана, пытаясь накрутить на стандартную резьбу. Пришлось в техдокументации ООО Хэбэй Гаои Клапан специально добавлять схемы с размерами под ключ – оказалось, многие не знают, что для Ду15 нужен ключ на 46 мм, а не на 50.
Сальниковая набивка – сейчас часто ставят графитовые уплотнения, но для пищевой промышленности это не всегда подходит. Как-то на молочном заводе пришлось экстренно менять полпартии клапанов из-за миграции частиц графита. Теперь всегда уточняем среду работы – для пищевых производств рекомендуем тефлоновые уплотнения, хоть и дороже.
Материал шара – если для воды подходит хромированная сталь, то для щелочей лучше брать с никелевым покрытием. На химическом комбинате в Дзержинске был случай, когда за полгода шар разъело до состояния губки. После этого мы в ООО Хэбэй Гаои Клапан начали делать выборочные испытания на коррозию для каждого типоразмера.
Самая частая проблема – перетяжка при монтаже. Видел, как монтажники использовали газовый ключ длиной метр на запорно присоединительный клапан ду15 – потом удивлялись, почему корпус пошел трещинами. В техкартах теперь указываем момент затяжки 120 Н·м, но редко кто проверяет динамометрическим ключом.
Отсутствие контрящей гайки на вибрационных линиях – на насосных станциях такое упущение приводит к самопроизвольному откручиванию. Приходилось добавлять в конструкцию штатные места под стопорные пластины. Кстати, это одна из доработок, которую мы внедрили в производство на нашем заводе.
Неправильная ориентация – некоторые 'специалисты' до сих пор пытаются ставить клапаны маховиком вниз. Потом обслуживающий персонал не может нормально провести ревизию. В проектах теперь всегда требуем указывать эскизы размещения.
С фланцами по ГОСТ 33259 бывают несовпадения по толщине прокладок. Особенно с импортными аналогами – немецкие клапаны часто имеют другое расположение уплотнительных поверхностей. Пришлось разработать переходные комплекты, которые теперь поставляем с клапанами Ду15 для сложных стыковок.
Разная глубина посадки в шаровых механизмах – если у одного производителя шар утоплен на 3 мм, а у другого на 5, при замене возникают проблемы с герметичностью. Мы в ООО Хэбэй Гаои Клапан стандартизировали все присоединительные размеры по максимуму, но универсального решения пока нет.
Отличия в материалах прокладок – паронит против тефлона дает разную усадку. На теплотрассе в Новосибирске из-за этого пришлось перепаковывать 200 клапанов после первых испытаний. Теперь в паспортах четко прописываем тип уплотнения для каждого давления.
Температурные деформации – при переходе с +20°C до +150°C латунный корпус расширяется иначе, чем стальные трубопроводы. На объекте в Комсомольске-на-Амуре из-за этого появились микротрещины в сварных швах. Теперь для температур выше 100°C рекомендуем только стальные исполнения.
Работа с абразивными средами – например, с циркуляционной водой с примесями песка. Шаровые механизмы выходят из строя за 2-3 месяца. Пришлось разрабатывать версию с износостойкими наплавками, хотя это удорожает конструкцию на 30%.
Вибрационные нагрузки – на компрессорных станциях стандартные клапаны не выдерживают больше полугода. Перешли на усиленные шпиндели и подшипники скольжения вместо шариковых. Это решение родилось после аварии на газораспределительной станции под Оренбургом.
Многие до сих пор считают, что все запорно присоединительный клапан ду15 взаимозаменяемы. Но даже у нас в каталоге ООО Хэбэй Гаои Клапан есть 7 модификаций только по типу присоединения – от муфтовых до цапковых.
Тренд на полнопроходные исполнения не всегда оправдан – для систем с низкими скоростями потока это лишняя трата денег. Гораздо важнее обращать внимание на качество обработки седла – именно здесь чаще всего начинаются протечки.
Автоматизация – ставить электропривод на каждый клапан Ду15 экономически нецелесообразно. Но для труднодоступных мест мы разработали версию с редуктором и удлинителем – решение оказалось востребованным на нефтехимических предприятиях.
Вероятно, следующим шагом будет разработка версии с датчиком положения – уже есть экспериментальные образцы в нашем НИЦ. Но массовое внедрение пока сдерживается высокой стоимостью электронных компонентов.