
Вот этот тип обратных клапанов постоянно встречается в проектах, но многие до сих пор путают его с подъемными конструкциями. Если честно, сам года два назад не сразу разобрался, когда на ТЭЦ-22 ставили такие на паропроводы.
Основное отличие - именно поворотный механизм. Диск на оси, а не вертикальное перемещение. В свое время на обратный поворотный фланцевый перешли после серии отказов пружинных на вибрационных линиях.
Материал корпуса 19с38нж - сталь 25л, что для большинства российских теплосетей оптимально. Но вот уплотнительные поверхности лучше дополнительно обрабатывать, заводской шлифовки иногда не хватает.
Фланцевые соединения по ГОСТ , но здесь есть нюанс: толщина фланцев у разных производителей варьируется. У тех же китайских аналогов часто тоньше, что при гидроударах проблематично.
При установке важно соблюдать направление потока - стрелка на корпусе должна быть ориентирована правильно. Казалось бы, очевидно, но на монтаже водоподготовки в прошлом месяце бригада дважды перепутала.
Зазор между диском и седлом - критичный параметр. Проверяем щупом 0,1-0,15 мм. Если больше - будет подтек, если меньше - возможен закусывание при температурных расширениях.
На вертикальных участках с нисходящим потоком нужна дополнительная страховка - диск может не перекрыть сечение полностью из-за собственного веса.
На углепроводах Кривбасса клапан обратный поворотный показал себя лучше шаровых аналогов - меньше износ при абразивной среде. Но требует частой ревизии поворотного узла.
При температуре свыше 300°C начинается 'залипание' диска - нужна регулярная продувка. На химических предприятиях эту проблему решают установкой байпасных линий.
Вибрация - главный враг. На насосных станциях обязательно ставить демпферы, иначе ось поворотного диска разбивает посадочное место за 2-3 месяца.
У ООО Хэбэй Гаои Клапан в ассортименте есть схожие модели, но с некоторыми отличиями в конструкции уплотнений. Смотрел их каталог на hebeigaoyi-value.ru - интересное решение по системе фиксации диска.
В их производстве поворотные затворы и обратные клапаны часто используют единые стандарты обработки фланцевых поверхностей, что упрощает монтаж.
Заметил, что у них толщина стенок корпуса больше стандартной - возможно, перестраховываются для экспортных поставок. Но для высоконапорных систем это плюс.
Ремонт оси поворотного диска - самая частая операция. Лучше сразу менять в сборе с подшипниками, хотя многие пытаются шлифовать старую ось.
При замене уплотнений важно не перетянуть крепеж - фланцы могут 'повести'. Контролируем динамометрическим ключом по схеме производителя.
Интересно, что ООО Хэбэй Гаои Клапан в своих инструкциях дает более жесткие допуски по затяжке, чем российские нормативы. Возможно, из-за особенностей своего литья.
Если сравнивать с клапанами 19с47нж - у того другой тип уплотнения, менее устойчивый к кавитации. Но зато дешевле в обслуживании.
Европейские аналоги типа ADCA часто имеют бронзовые втулки вместо стальных - дольше работают при перепадах температур, но дороже.
В каталоге hebeigaoyi-value.ru обратил внимание на их трубные фитинги - логично, что производитель клапанов предлагает смежную продукцию для монтажа.
На компрессорной станции под Омском ставили 19с38нж на воздуховоды высокого давления. Через полгода появилась течь по фланцу - оказалось, производитель сэкономил на прокладках.
В системах с пульсирующим потоком (поршневые насосы) лучше ставить с демпфером - обычный фланцевый обратный клапан быстро выходит из строя от постоянных ударов.
На химическом производстве в Дзержинске перешли на модели от ООО Хэбэй Гаои Клапан после проблем с коррозией - у их сталей лучше показатели по химической стойкости.
Для стандартных условий 19с38нж - надежный вариант, но требует квалифицированного монтажа. Не тот случай, где можно экономить на обслуживании.
При выборе между отечественными и импортными аналогами смотрю на условия эксплуатации. Для агрессивных сред часто лучше подходят решения от специализированных производителей вроде ООО Хэбэй Гаои Клапан.
Главное - не забывать про регулярную ревизию. Лучше раз в полгода потратить день на профилактику, чем потом менять весь узел с остановкой производства.